В нашем магазине Вы найдете развивающие игры для детей любого возраста!
Интернет-магазин развивающих и настольных игр DevToys.ru
8-999-968-62-14 c 8:00 до 20:00

Как превратить игру в развивающее занятие для ребенка?

Если ответить на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, одним словом, то «заинтересовать». В зависимости от врожденных особенностей дети выбирают из всего существующего на сегодняшний день разнообразия то, что им по душе. А учатся и развиваются они постоянно. И наша задача – направить этот процесс к определенной цели и достичь нужных результатов. Для этого служат развивающие игровые наборы, которые даже у самых маленьких детей формируют нужные навыки.

Игровые методики

Ребенок не отделяет процесс познания от игры, иными словами, игра является для него средством развития. И она должна быть интересной, чтобы удерживать его внимание и оказывать необходимое воздействие, ведь ребенок лучше запоминает то, что вызывает его любопытство.

Часы Монтессори
Часы Монтессори

Интерес нужно непрерывно поддерживать, поскольку через некоторое время ребенок привыкает к игре и она становится для него скучной. Поэтому сам процесс игры должен захватывать внимание ребенка, по возможности воздействуя на несколько каналов восприятия – зрение, слух и осязание. Это используется, например, в кубиках Зайцева, с помощью которых процесс игры превращается в полезное занятие – обучение чтению. Можно отметить также обучение азбуке «с пеленок» по методике Гленна Домана, доработанной А. А. Маниченко, которая отличается тем, что по ней учат читать целыми словами. Самые маленькие начинают с пирамидок и учатся различать цвета, формы и размеры, играя с «Уникубом», разработанным Б. П. Никитиным. Эта игра, в частности, развивает пространственное мышление – сложный вид умственной деятельности, связанный с созданием образов.

Кубики Зайцева
Кубики Зайцева
Вячеслав Вадимович Воскобович – в прошлом инженер-физик. Разработку обучающих игр для детей от 3 до 7 лет он начал в 90-е годы. В настоящее время возглавляет основанное им в 1997 году предприятие «Развивающие игры Воскобовича».

Важно помнить, что ребенок должен самостоятельно решать игровые задачи – только в этом случае они принесут пользу. Это послужит стимулом для сохранения интереса к игре и даже его возрастания. А увлеченность как черта характера сохранится и в будущем – и она очень важна во взрослой жизни. Важен и искренний интерес взрослых к игре и успехам малыша.

Например, все дети любят рисовать, им только дай в руки карандаш или фломастер, и шедевры начнут появляться где угодно. Как придать учебный аспект этому увлечению и направить это занятие в такое русло, где ребенок сможет приобрести необходимые навыки? Проще всего это сделать в ходе самого процесса – начать фрагмент рисунка и предложить ему дорисовать: вы задаете направление – ребенок продолжает. Следующие этапы – нарисовать любимые блюда, животных, деревья и т.п.

Рисование на заданную тему – отличный вариант развивающего занятия
Рисование на заданную тему – отличный вариант развивающего занятия

Для повышения уровня теоретической подготовки родителям не следует ограничиваться чтением популярных сетевых статей – ввиду малого объема все они неизбежно поверхностны. Поэтому нужна серьезная литература, написанная авторами-практиками. Примером может послужить книга Б. П. Никитина «Интеллектуальные игры». В ней приводятся описания и инструкции к использованию 18 игр, кроме того, обобщен 30-летний педагогический опыт, ценность которого всемирно признана. Материала в ней очень много и чем раньше им воспользоваться, тем лучше – для ваших детей и, разумеется, для вас самих. Возможно, придется почитать и других авторов, следует лишь учесть, что в обилии направлений и подходов можно запутаться и лучше использовать по максимуму какой-то один метод.

Фрагмент комплекта Домана-Маниченко
Фрагмент комплекта Домана-Маниченко